Михаил Трегер интервью на фестивале

Categories:


Новости пресс-центра фестиваля «Барды на Бис»

Нам отвечает Михаил Трегер

Впервые на нашем фестивале будет — Михаил Трегер – гость и жюри XXI фестиваля «Барды на Бис», поэт и автор из Санкт-Петербурга. Михаил окончил Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова-Ленина. Инженер электронной техники. Дважды лауреат Грушинского фестиваля, лауреат ряда республиканских фестивалей, член жюри и руководитель творческих мастерских на многих фестивалях. Выпустил несколько компакт-дисков своих песен, так же написаны две книги. Вашему вниманию предлагаются взгляды на слово и авторскую песню.

Пресс-служба (далее П.С.): Каков ваш путь в авторскую песню?

Михаил Трегер интервью на фестивалеМихаил Трегер (далее М.Т.): В стройотряде в далеком 1971-м году я впервые услышал странные на первый взгляд, ни на что не похожие песни. Там же и гитару взял в руки. А в 74-м пришел в Питерский клуб «Меридиан», где эти песни для меня обрели авторство. Но предшествовала этому приходу встреча с песнями Евгения Клячкина, любовь к которому я пронес через всю жизнь.

П.С. Каковы на ваш взгляд различия авторской песни семидесятых-восьмидесятых и сегодня?

М.Т. Именно в 70-е самодеятельность стала жанром, сохранив диалоговость и сокровенность, но приобретя профессионализм. В 80-е началась тенденция перекоса в сторону профессионализма в ущерб основному — тем самым искренности, диалоговости. Я не за «три аккорда» — я против того чтобы деревья заслоняли лес.

А в 90 этот процесс усилился, приведя к тому, что бренд «авторская песня» присвоили и несостоявшиеся рокеры, и доморощенные музыканты и т.д. Авторская песня из явления поэтического, призванного сохранять, спасать русский язык, низведенный стараниями СМИ и интернета до уровня заплеванного тротуара, превратилась в нечто проэстрадное и квазимузыкальное.

П.С. Что для вас профессионализм в авторской песне?

М.Т. Для меня — прежде всего Слово. Плюс баланс Слова и Звука. И, конечно, нельзя унижать гитару примитивным бацаньем.

П.С. То есть должен быть баланс между искренностью, диалоговостью и профессионализмом?

М.Т. Баланс всегда необходим — слова, звука, акоомпанемента. Именно он достигается Михаил Трегер интервью на фестивалепрофессионализмом. Но искренность, диалоговость — вне баланса, они должны быть органично присущи песне. Профессионализм — не допускать лажи в тексте. Профессионализм — это не допускать фальщи ни в звуке, ни в эмоциях; все это мигом вылезет наружу.

П.С. В связи с этим вопрос. Вы ведь неоднократно в жюри различных фестивалей. Какая ваша любимая номинация? почему?

М.Т. «Полный автор». Именно в связи с тем, что мы только что обсуждали.

П.С.Как вы повышали свой уровень написания текстов? музыки?

М.Т. Спасибо учителям — Клячкину, Визбору, Кукину. Сравнение себя с титанами — полезное, отрезвляющее дело.

П.С. Все говорят, чтоб писать хорошие стихи/тексты, надо много читать. Какие ваши предпочтения в поэзии?

М.Т. Пастернак и Самойлов.

П.С. Основная тематика ваших песен? Какая любимая из написанных песен? Почему?

М.Т. Переадресуем вопрос о тематике соответствующим исследователям.

Мне — на него ответить трудно. Анализировать выдохнутое — ни к чему. Про любимые песни обычно отвечают — «Только что написанная». И это правильно. Если она — не любимая, значит, ты ей не болеешь. Значит, где-то лажа. Ты должен сам удивляться произошедшему, иначе — это не Настоящее, не Творчество.

П.С. Вас часто посещает вдохновение?

М.Т. Нет. И слава Богу. Поточное производство я оставляю работе, хотя вдохновение бывает и там.

П.С. Случается так, что вам приходится выступать, петь на работе?

М.Т. На работе мне приходилось писать — этот процесс не спрашивает, когда тебя призывает. А вот выступать я предпочитаю вне работы. По молодости, когда нужно было «зарабатывать» дни на концертные и фестивальные поездки, приходилось участвовать в самодеятельности, но это было досадным исключением.

П.С. Вы принимали участие в мастер-классах, как участник? Какие самые важные советы вы почерпнули?

М.Т. Во времена моего ученичества (хотя учеба продолжается всю жизнь) не было ни мастерских, ни мастер-классов. Мы, семидесятники, болели друг за друга, учились друг у друга. Я очень благодарен Жене Клячкину за наши встречи и его советы.

П.С. Вы бы хотели написать книгу об авторской песне?

М.Т.Нет. Теория — не моя стихия. А практика — две моих книги, «Выбираю наугад» и «Второе тридцатилетие». Их я собираюсь привезти на фестиваль.

П.С. На фестивале будут ваши коллеги Михаил Сипер и Михаил Богуславский. Ваш терцет называют «Три Медведя». Расскажите историю возникновения сего прозвища?

М.Т. Авторство оспаривает Сергей Бушков. Возникло наше трио на фестивалях «Мир Бардов», где мы втроем вели традиционную мастерскую.

П.С. На фестивале планируется подобная мастерская?

М.Т. Насколько я помню Программу — да.

П.С. А каковы ваши ассоциации и ожидания от предстоящего фестиваля? Насколько мне известно, планируется бард-сплав, экскурсия на пасеку.

М.Т. Мой первый выездной концерт состоялся в Челябинске в 1979-м году; потом я не раз бывал здесь. Я очень люблю Урал, его природу, его людей. Поэтому ожидания — самые радужные.

П.С. Будем рады увидеть вас на поляне. А у вас есть любимое фестивальное блюдо?

М.Т. Чем угостите — тому и буду рад!

П.С. Замечательно. Напоследок, расскажите о планах на будущее? И пару советов исполнителям?

М.Т. Надеюсь работать, писать, общаться с детьми, внуками, друзьями. А совет — не врите себе. Тогда и другим не соврете.

Comments are closed